Интерьер и декор

Сотни идей для Вашего интерьера!

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи

12.11.2022 в 21:23

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи 01

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи 02

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи 03

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи 04

Обратная сторона кожи. Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Хромовое дубление

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Алюминиевое дубление

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Циркониевое дубление

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Титановое дубление

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Жировое дубление

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Танидное дубление

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Растительное дубление

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтанное дубление

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Альдегидное дубление

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Комбинированное дубление

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Конская кожа.

(не проверялась)

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи 05

Аксессуар из кожи кордован

Кордован ( англ : shell cordovan) — это тип обработанной кожи, который производится из хаза лошади . Особенностью топографии конских шкур является наличие в задней части шкуры по обе стороны от хребта двух овальных участков плотного строения, называемых шпигелем. (англ термин: shell).Используется для изготовления одежды: обуви, аксессуаров и прочей галантереи .

Кордован изготовляется из двух плотных участков с хаза конской шкуры.

Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи 06

Оксфорды из кожи кордован

Слово cordoban упоминается начиная с VIII века в Испании однако имеет отношение к производству козьих шкур которые часто красили в красных цвет.Шкуры из Кордовы были настолько популярны в Европе что в разных языках появились слова означающие сапожник: французское cordonnier и английское cordwainer .

Современный кордован как тип конской кожи появился в XIX веке во Франции и позже в США.

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Здравствуйте, дорогие друзья и мои дорогие подписчики. Не пилю посты - не шью ничего интересного, все по стандарту.

      Но сегодня хочу познакомить Вас с некоторой химией для обработки изделий из кожи.

      А обрабатываем мы само "лицо" (лицевая сторона), бахтраму (задняя часть) и урез изделия.

      Начнем, наверное с "лица".

      Для обработки лицевой части изделия на сегодняшний день есть уйма различной химии, как натуральной (масла, воски), так и ненатуральной.

      Натуральная обработка!

      К ней можно отнести различные масла: льняное, касторовое, костное, керосиновые масла, скипидар. Также это различные воски - к примеру, карнаубский воск или же обычный пчелиный.

      Я же делаю для своих изделий различные мастики.

      Сейчас расскажу пару рецептов.

      1 рецепт.

      Берем 70% касторового масла и 30% пчелиного воска. Это примерные пропорции. Воск растапливаем на водяной бане, после аккуратно заливаем касторовое масло. В идеале, масло лучше изначально поставить в горячую воду. После того, ка все перемешалось, выливаем в необходимую для нас емкость. Мастика должна таять в руках (как маргарин).

      Применение:

      Куском мастики натираем кожу, пока она не получит матовый цвет и не поменяет оттенок (как будто её намочили). Далее необходимо мягкой тканью (у меня это шерстяной носок) натереть до блеска обработанное место (кому то легче будет полировочным кругом, надетым на шуруповерт).

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      2 рецепт.

      40% льняного масла, 40% скипидара (скипидар советую использовать художественный, так как обычный очень сильно пахнет), 20% процентов пчелиного воска. С этим рецептом будьте крайне осторожны.

      Растапливаем воск на водяной бане, заливаем льняное масло и пока масло остудило воск, тоооооненькой (!!!!) струйкой заливаем скипидар. Все перемешиваем деревянной палочкой, заливаем в емкость, даем остыть. Консистенция - жирная сметана.

      Фото нет, поэтому вспомните цвет и консистенцию солидола.

      Ну и третье, чем я пользуюсь (очень редко) - пчелиный воск.

      Почему очень редко - да все потому, что воск укладывается на кожу неравномерно. а также из-за своих особенностей через некоторое время на изделии проявляется белый налет, от которого нужно постоянно избавляться.

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      На следующем фото Вы увидите эффект от первого рецепта мастики:

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Далее хотел бы немного уделить внимания магазинной химии. Почему немного - потому что для нее нужно пилить отдельный пост.

      Расскажу о химии, которой пользуюсь я.

      Так повелось, что изначально я начал пользоваться химией фирмы Kenda. Я уверен, что большая часть кожевенников ей пользуется.

      На самом деле - это очень качественная и сбалансированная по составу химия (в ней находится размеренное количество восков и масел), да и всем хотел бы посоветовать ей пользоваться, а не изобретать колесо.

      На самом деле финишной аппретуры достаточное множество - матовая, глянцевая, цветная.

      Выглядит она примерно так:

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Если Вам будет интересно, то я запилю отдельный пост про покупную химию.

      Ну и теперь приступим к задней части кожи - к бахтраме. С ней все просто. Некоторым клиентам не нравится ворс внутри изделия, поэтому надо его заглаживать.

      Я использую два средства: старый добрый клей кмц (или смс) и специальную химию токоноле.

      Клей кмц разводим в маленькой баночке до состоянию геля, даем настояться пару часов и можем пользоваться. Баночку я пользую в течении месяца, потом навожу заново.

      Клей кмц наносим на бахтраму и разглаживаем специальной гладилкой или сликером, даем высохнуть. Тоже самое и с токоноле.

      Гладилка и сликер:

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Ну и, наконец, урез изделия (по русски - торец).

      Для него я использую токоноле, клей кмц и специальную краску для уреза (также от Kenda Farben).

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      От каждой химии получается свой эффект.

      Клей КМЦ сглаживает торец от ворса, придает матовый цвет. Торец немного разбит, имеет естественный цвет. Наносится ватной палочкой, либо пальцем, разглаживается сликером:

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Токоноле самый идеальный вариант для кож растительно дубления, для крастов. Получается естественный глянцевый цвет, торец гладкий, без ворса. Наносится ватной палочкой, либо пальцем, разглаживается сликером:

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Ну и цветная краска для уреза. Она имеет огромную палитру цветов, полностью закрывает урез изделия. Может быть матовой, может быть глянцевой. Наносится специальным валиком:

      Обработка кожи. Шью из кожи. Сегодня поговорим о химии для обработки.

      Данный пост основан лично на собственном опыте, местами могу и ошибаться. Конструктивная критика приветствуется.

      Этапы обработки кожи.   ПОДГОТОВКА КОЖИ

      Подготовка кожи – это смывание грязи, снятие волоса со шкур — начальная стадия обработки сырья для производства кож, после чего кожа попадает в дубильный цех. Целью этих процедур является удаление из шкуры животнЭтапы обработки кожи.    ПОДГОТОВКА КОЖИого шерсти и подкожной клетчатки, а также  подготовить шкуру ко второму этапу — дублению. На этом этапе кожа с волосом, которая называется дермой, превращается в недубленый полуфабрикатный продукт — гольё. На заводе по переработке шкур шкура животного обрабатывается солями (хлоридом и карбонатом натрия), а после чего консервированную шкуру просушивают. Затем происходит переработка кожи при помощи оборудования для переработки кожи.

      Здесь тоже можно выделить следующие этапы:

      Отмока

      Отмока шкур: кожу следует вымочить, промыть химическими растворами и водой. Шкуры очищаются от крови, грязи, солей-консервантов, жиров и т.д. Этот процесс длится от восьми до двадцати часов (все зависит от того, какой толщины шкура).

      Золение шкур

      В процессе золенЭтапы обработки кожи.    ПОДГОТОВКА КОЖИия шкур происходит удаление волос и эпидермиса с производимой шкуры. Золение – это подвергание шкуры животного обработке с помощью известковой суспензии. Золение кожи необходимо для того, чтобы при последующем, дальнейшем процессе обработки шкуры волос легко отходил от кожи, достигнуть необходимого набухания самих шкурных волокон.

      Сгонка шерсти (снятие шерсти)

      Сгонка шерсти (снятие шерсти) проделывают на машинах, название которых говорит само за себя — волосогонные машины.

      Полуфабрикат кожи после того, как с него сгонят шерсть, становится гольем.

      Мездрение

      Мездрение шкурЭтапы обработки кожи.    ПОДГОТОВКА КОЖИ– это удаление с помощью мездрильных машин подкожного жирового слоя, лишней мякоти и мускулов ( мездры). Первое мездрение, как правило, проделывают над шкурой после ее частичной отмоки, а второе мездрение – после того, как сгонят шерсть. При некачественно проведенном мездрении на коже возникают такие нехорошие дефекты как выхваты.

      Чистка лица шкуры (чистка шкуры)

      Чистка лица шкуры – это удаление оставшихся коротких волос со шкуры.

      Обеззоливание

      Обеззоливание происходит для удаления с обрабатываемой шкуры кальциевых соединений (солей). Если этого не сделать, то кожа получается жесткой, что в последствие создает такие дефекты, как ломка лица и садка.

      Промывка кожи

      Промывку кожи проводят водой. Эту процедуру проводят для того, чтобы окончательно удалить соли кальция и продукты распада белков. После промывки сырье (голье) поступает на дубление.

      Но для немногих отдельных видов кож применяются еще дополнительные подготовительные процедуры:

      Двоение кожиЭтапы обработки кожи.    ПОДГОТОВКА КОЖИ

      Двоение кожи производят в машинах для двоения кожи. Двоение шкуры обычно производят тогда, когда у голья довольно повышенная
      толщина. Необходимость двоения кожи появляется  при выработке относительно тонкой кожи, предназначенной для верха обувной продукции.

      Виды обработки кожи. Как отличить натуральную кожу от искусственной?

      Благодаря новейшим технологиям, производители научились делать качественный кожзаменитель так, что отличить его от натуральной кожи практически невозможно. Так как же все-таки можно еще отличить натуральную кожу от искусственной?

      Основные виды художественной обработки кожи. Основные этапы создания кожи 22

      Кожзаменители часто имеют основу из текстиля. Поэтому, если при тщательном осмотре швов вы увидите тканевую основу или единичные торчащие нитки, то перед вами – сумки из искусственной кожи.

      Если к натуральной коже поднести зажженную спичку, то на коже не будет видно даже тления, в отличии от кожзаменителя, который обычно начинает плавиться. Только будьте осторожны и не переусердствуйте в этом опыте – не все кожи выдерживают долгий открытый огонь.

      Есть еще одна хитрость – подержать кожаное изделие в руках: кожа нагреется, заменитель же останется холодным.

      Определить натуральную кожу можно и по запаху. Он специфический и спокойный. Если же запах резкий и не приятный – значит кожгалантерея из кожзаменителя. Но бывает, что имитируется даже запах настоящей кожи за счет того, что в состав нового поколения искусственных материалов входит кожаная крошка.

      На хорошей коже не должно оставаться никаких заломов. Поэтому можно согнуть изделие (например, ручку сумки) рукой и отпустить. Если заломов нет, то перед вами качественная натуральная кожа.

      Также, на кожу можно капнуть водой и посмотреть, впитывает ли она ее. Если впитала и потемнела, то, скорее всего, это натуральная кожа, если нет – кожзаменитель.

      Часто (но не всегда), если сумка, действительно, сделана из натурального сырья, то на ней изнутри должен быть отштампован (или висеть в виде бирки) знак кожи – эмблема, повторяющая очертания снятой шкуры. Честные производители на изделия из искусственных материалов ставят спецзнак – ромбик.

      И наконец, изнанка настоящей кожи должна быть ворсистой.

      Хромовая кожа. Хромовое дубление

      Хромовое дубление  — процесс дубления кожаного сырья водными растворами солей хрома трехвалентного.

      Хромовое дубление  — это вид минерального дубления при использовании основных комплексов хрома трехвалентного. В результате такой обработки дерма превращается в кожу: после дубления сырья в его структуре образуются дополнительные поперечные связи.

      Хромовая кожа. Хромовое дубление

      Фото с сайта www.prom-rus.com

      Шкуры животных начали продубливать еще с древних времен, тогда использовали только натуральные вещества растительного происхождения, содержащие дубильную кислоту. Метод хромового дубления появился лишь в XIX веке.

      При хромовом дублении применяются разнообразные хромовые соединения: калиевые и натриевые хромовые квасцы, калиевый и натриевый хромпик, хроматы натрия и калия. Важен тот факт, что для дубления подходит только трехвалентный хром. Так как все вышеперечисленные соединения не обладают дубильными свойствами, их переводят в сернокислые соли.

      Метод хромового дубления применяется в двух вариация: однованным и двухванным способом. И в том, и в другом случае обработка сырья производится во вращающихся барабанах. При однованновом методе голье обрабатывается водным раствором основных солей хрома трехвалентного, при этом их оптимальная основность — 40%. Двухванный способ заключается в том, что в первой ванне голье обрабатывается водными растворами хромовых квасцов и хромпика с добавлением минеральной кислоты, а во второй дубящее действие на сырье оказывают соли хрома трехвалентного. Этот процесс занимает от 8 до 12 часов, что, тем не менее, существенно меньше, чем при растительном дублении. После дубления кожи расправляют и лицом к лицу складывают для пролежки в течение 24 часов. В процессе пролежки хром и дальше продолжает связываться с гольем. Таким образом происходит додубливание.

      Хромовая кожа. Хромовое дубление

      Фото с сайта www.fashionstylist.kupivip.ru

      Кожи, обработанные хромовым дублением , отличаются естественным окрасом с голубоватым оттенком, характеризуются мягкостью, эластичностью, стойкостью к истиранию, прочностью. Также они обладают хорошими гигиеническими свойствами: паро- и воздухопроницаемостью. Готовый материал тестируют на сваривание: качественная хромовая кожа способна выдержать кипяток, температура ее сваривания в глицерине — не менее 120°. Благодаря подобным свойствам изделия из кожи устойчивы к высоким температурам и почти полностью стойки к разрыванию. Тем не менее, хромовая кожа имеет и свои недостатки. Среди таковых большая водопроницаемость и невысокая пластичность, из-за которой на ней плохо держится тиснение.