По способу дубления и отделки. Разновидности дубления кожи
- По способу дубления и отделки. Разновидности дубления кожи
- Комбинированное дубление кожи. Термины которые чаще всего используються в описании кожи:
- Виды выделки кожи для обуви. Фактурная кожа
- Выделка кожи это. Выделка кожи. Подготовительные работы
- Основные способы дубления обувных кож. Дубление
- Виды выделки кожи. Основные этапы создания кожи
- Виды дубления кожи. — Барабанное крашение
- Дубление кожи в древности. Использование шкур животных в древности
По способу дубления и отделки. Разновидности дубления кожи
В древности для обработки кожи использовались исключительно природные средства. Наиболее распространённым способом было вымачивание в настое коры дуба, от которого, собственно говоря, процесс дубления и получил своё название. Для некоторых видов кожи (шагрени, сафьяна) в качестве основного дубильного раствора выступал настой ивовой коры. С развитием промышленной химии для дубления стали использовать минеральные и органические вещества, а также комбинированные методы, сочетающие применение минералов и органики. Сегодня в кожевенном производстве используются следующие виды дубления:
- хромовое , с использованием соединений хрома, придающих бахтарме зеленоватый оттенок, в результате чего кожа становится прочной, но легко пропитывается водой;
- алюминиевое , с применением алюминиевых квасцов для обработки козьих и овечьих шкур, чтобы получить лайку;
- циркониевое , в результате которого получается очень прочная кожа белого цвета;
- титановое , применяемое обычно в качестве одного из этапов комбинированных методов дубления;
- жировое , когда кожа обрабатывается китовым или рыбьим жиром для выделки замши;
- танидное , для которого используются натуральные и синтетические таниды;
- синтанное , используемое как часть технологии в комбинации с хромовым или циркониевым дублением для ускорения процесса;
- альдегидное , с применением глутарового альдегида, чтобы получить прочную кожу, которая не портится от контакта с водой, потом и другими веществами;
- растительное, с использованием экстрактов из коры дуба, ивы, мимозы, ореха либо лиственницы, в результате чего получается очень красивая, эластичная и износостойкая кожа.
Комбинированное дубление кожи. Термины которые чаще всего используються в описании кожи:
1. Дубление - тех процесс на кожзаводе: кожу обрабатывают дубящими веществами для придания различных свойств, например добавление растительных дубитетей может сделать кожу более плотной выделяют основные виды дубления:
- Хромовое - в этом процессе для дубления используют растворимывае соли хрома. Наиболее часто используеться для одужды, обуви, подкладки.
- Комбинированное дубление (смешанное) - в этом процессе комбинируют в различных пропорциях соли хрома, синтетические и растительные дубители для придание коже необходимых свойств, в связи с чем у такой кожи область применения может быть практически любая.
- Растительное дубление - здесь дубление происходит в основном дубителями растительного происхождения, соли хрома используються в том числе, но не больше допустимого процента. Процесс дубления занимает в этом случае больше времени, что сказываетсья на себестоимости кожи, кожа растительного дубления из за этого самая дорогая в производстве, в основном используется под холодное декоративное тиснения. (Будьте осторожны, многие магазины под видом кожи растительно дубления продают кожу комбинированного дубления, если не собераетесь заниматься холодным тиснением сразу берите смешанного дубления)
2. Сортность кожи - вся кожа имеет свой сорт, который определяется полезной рабочей площадью если обобщить то:
- первый сорт это от 100% до 90% включительно;
- второй сорт это от 89,9% до 80% включительно;
- третий сорт это от 79,9% до 70% включительно.
3. Тип кожи (назначение) - всю кожу классифицируют по назначению, выделяют 5 основных типов:
- Шорно-седельная кожа;
- Галантерейная и одежная;
- Обувная;
- Мебельная и автомобильная;
- Техническая кожа.
4. Отделка Кожи - бывает разнообразной, делают отделку для того, что бы повысить сортность, защитить кожу либо просто сделать кожу более красивой. Перечислены основные типы отделки, с которыми кожевники сталкиваются чаще всего:
- Краст - продубленная, высушенная, покрашенная но не обработанная кожа. Очень любима кожевниками, посколько можно использовать любые финишные средства, на такой коже, но на Красте видны все естественные отметены на коже, в том числе зажившие раны, шрамы, укусы насекомых.
- Анилиновая - это всегда только лицевая кожа! В этом случае кожа полностью прокрашена прозрачным красителем, на такой коже видны все следы зижнедеятельности животного, шрамы , болячки и прочее, поэтому каждое изделие из такой кожи является по сути уникальным.
- Масла и Воски - (Oil and waxes) - Все эти пуллап , крейзи хорсы и прочая кожа на поверхность которой наносяться смеси восков и масел, пропорции разные всегда используют , кожа аж жирная может быть в итоге, даже оставлять следы, а может быть просто чуть заметный приятный гриф. Чаще такую кожу предварительно подшлифовывают, но нанести такое покрытие можно и на лицевые красты.
- Пигментная (кроющая) - Применяется чаще остальных. Наноситься на любую кожу, хоть на спилок, смысл такой , что создается специальный слой, который защищает кожу и маскирует все следы жизнедеятельности животного и дефекты, поэтому тут можно разгуляться по сырью.
- Отделка Шлифованием - Например Нубук, лицевую кожу шлифуют, лицо становиться бархатистым и очень приятным на ощупь, в основном применяется для производства обуви, но и галантереи все чаще.
Виды выделки кожи для обуви. Фактурная кожа
Фактурная кожа – это значит обработанная шкура животных и рептилий, имеющая четкий рисунок, который легко определяется на ощупь. Фактура может иметь натуральное (крокодил, страус) и искусственное происхождение (шкура КРС, обработанная особым методом). Синтетический кожзаменитель также бывает фактурным.
Изготовление фактурной кожи
Говоря о натуральной коже, которой искусственным методом придали нужную фактуру, стоит сразу разобраться с технологией, чтобы понимать разницу. Придание нужной структуры отобранным и обработанным шкурам крупного рогатого скота проводится 2 способами:
- Прессование. Полотно с небольшими отклонениями или повреждениями помещают под пресс с определенным узором на пуансоне. После тиснения на лицевой части изделия остаётся красивый, но повторяющийся рисунок.
- Барабанная обработка. Принцип заключается в использовании особых барабанов, формирующих на поверхности натуральной кожи уникальный ячеистый рисунок, который называется флотар.
Синтетическому кожзаменителю придают фактуру схожими методами. Правда в отличие от природных материалов, синтетика не меняет в процессе своих пользовательских характеристик.
Применение фактурной кожи
Этот материал как натурального, так и искусственного происхождения широко используют для разных целей. Модные женские сумки с приятным мелкоячеистым рисунком обычно делают из флотара средней толщины. Также этот материал используют для пошива обуви, обивки мебели и создания стильных аксессуаров.
В зависимости от дизайна и позиционирования производитель сам решает, какая кожа подходит ему больше.
Например, для производства кожаных перчаток больше всего подходит «наппа». Это мягкая гладкая натуральная кожа, которая даже на морозе не станет «дубовой».
Для производства сумок чаще всего задействуется кожа с крупным тиснением — флоттером. Это позволяет производителям использовать материал в полном объеме.
Для производства ремней используется толстая ременная кожа. Толщина — важный фактор. Если кожа будет такая, как у сумок, изделие придет в негодность после пары десятков раз использования.
Для обуви часто используют нубук и замшу. Предполагается, что обувь будет подвергаться дополнительной обработке с помощью средств для ухода, поэтому производители часто используют именно эти материалы, несмотря на то, что они не слишком износостойкие.
Выделка кожи это. Выделка кожи. Подготовительные работы
Выделка кожи как и любая выделка шкур требует для начала работ подготовить рабочее место, инструмент, оборудование, химикаты и ещё множество приспособлений, необходимых для реализации данной технологии. Нужно учитывать, что в домашних условиях обрабатывать крупные и тяжёлые шкуры (15 – 25 кг) почти невозможно, а вот небольшие и средние (к примеру овечьи и козьи, можно и коровью, если разрезать на четыре части) вполне реализуемо.
Рабочее место можно обустроить в тёплом сарае, нужно подвести холодную воду, свет на 220 В и по возможности на 380 В, организовать вентиляцию и слив отработанных жидкостей в канализацию или выгребную яму. Для работы в любую погоду понадобится обогрев рабочего помещения- любая печь. Для просушки кожи: навес и бельевой трос в пластиковой оболочке.
Инструмент такой же, как и для выделки шкур: ножи, ножницы, двуручные скребки, тупик с косы, пластиковые и металлические шпатели, кисти, деревянное весло, молоток, термометр, утюг. Ёмкости пластиковые на 200 – 250 литров, вёдра, небольшие ёмкости и поддоны.
Приспособления: колода для мездрения и сгона волоса, деревянные козлики для стекания мокрой кожи, деревянные щиты или рамы для растягивания и сушки кожи.
Выделка кожи вполне доступна для надомных мастеров, которые уже имеют опыт выделывания меховых шкур и механизировали все операции. Оборудование: механический баркас для всех видов жидкостных операций, откатной барабан, мездрильный и стругальный станок, шлифовальный станок, валики для отжима , центрифуга, стол ( 100 на 150 см), покрытый линолеумом.
Многие надомники вместо баркаса используют бытовую бетономешалку, а для стирки и промывки старые стиральные машинки, для отжима резиновые валики.
Для соблюдения техники безопасности: не промокаемый фартук, спецодежда, перчатки резиновые, сапоги.
Основные способы дубления обувных кож. Дубление
В процессе производства кожи, операция дубления является важнейшей. Дубящие вещества структурируют белки дермы, в результате чего существенно изменяются ее физико-химические свойства. Основная часть дермы шкуры – белки: эластин, коллаген, глобулин, альбумин. Дубящие вещества проникая в дерму, образуют устойчивые связи, как бы сшивая молекулы белка.
После дубления кожа становится эластичной, более прочной, приобретает устойчивость к гниению и высоким температурам.
Среди основных методов дубления можно выделить растительное, химическое и комбинированное.
Растительное дубление
Растительное дубление занимает значительно более долгих срок, нежели химическое, может длиться год и более, что сильно сказывается на конечной стоимости продукта. Например, в обувной промышленности, в сегменте премиум-класса, из кожи растительного дубления производят подошвы и стельки. В современном кожевенном производстве, растительные дубильные вещества применяют значительно реже.
В качестве растительных дубителей используют кору дуба, ели, мимозы, каштана, квебрахо, а также различные смолы. Кожу последовательно, на долгий срок помещают сначала в одну, потом в другие емкости, содержащими дубильный раствор различной концентрации.
Кожа, полученная в результате всех этих манипуляций носит название vegetable tanned leather.
Химическое дубление
Хромовое
Данный вид дубления называют хромовым, поскольку одним и активных веществ является сульфат хрома. Это быстрое дубление, поэтому именно оно получило самое широкое распространение в производстве. Кожа помещается в емкости с высокой концентрацией дубильных веществ, чаще всего это вращающиеся барабаны. Это однованный метод хромового дубления. Ранее использовался двуванный метод, но по причине большого количества ручных операций, он признан устаревшим и практически не используется.
Также после химического дубления производится нейтрализация активных веществ, в ряде случаев повторное дубление. Цвет кожи в результате такой обработки получается светло-зеленым.
Алюминиевое
Кожа (лайка) обработанная солями алюминия очень мягкая, нежная и гладкая, белого цвета. В основном используется как перчаточная кожа, но также применяется в музыкальных инструментах и при декорировании украшений, драпировке.
Циркониевое
Используется для получения белых кож, с высоким сопротивлением к истиранию и устойчивым к воздействию влаги.
Титановое
Дубление с применением солей титана, применяется в основном в комбинации с другими видами дубления, по характеристикам кожа схожа с циркониевой.
Танидное
Таниды бывают растительными и синтетическими. Растительные получают из коры деревьев, синтетические из фенолов, резорцина и нафталина. Повышают пластичность, но при этом кожа не устойчива к износу, поэтому применяется в комбинации с другими методами.
Альдегидное
Основной компонент – глутаровый альдегид. Кожа мягкая и эластичная, схожа с хромовой, но более устойчива к влаге и поту. Также комбинируется с другими способами обработки.
Жировое
Методом жирового дубления получают замшу. Жиры морских животных и рыб подвергают липолизу (расщеплению на жирные кислоты и глицерин). Перед дублением лицевой слой кожи удаляют, поскольку он затрудняет проникновение жиров. После этого в несколько этапов наносится дубильное вещество. Потом кожа подвергается окислению на воздухе. В конце замшу моют, отбеливают, сушат, пемзуют. На выходе такая кожа имеет горчично-желтый окрас.
Виды выделки кожи. Основные этапы создания кожи
Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.
На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.
Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.
Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.
В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).
Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.
Виды дубления кожи. — Барабанное крашение
Ещё один процесс выделки — крашение (барабанное крашение). Его цель — придать полуфабрикату определенный цвет.
Окрашивание кожи делится на 2 принципиальных этапа: прокрас и накрас. ()
Оба этапа крашения производятся в водном растворе с добавлением анилиновых красителей. Эти красители обладают очень маленьким размером молекулы, что позволяет им проникать глубоко в кожу, окрашивая её полностью (это называется прокрас кожи). Прокрас — это процесс, который придаёт коже цвет, который мы видим на срезе (даже если кожа прошла отделку). То есть, окраска внутри.
Прокрас бывает полный (весь срез окрашен в определённый цвет), частичный (узкая середина среза не окрашена, или окрашена неравномерно), а может вовсе отсутствовать (весь срез серо-белого цвета) — кожа без прокраса.
Часто можно встретить информацию, что кожа без прокраса не качественная, что это указывает на прессованную (из кожевенного сырья) кожу или спилок и т.д. Это всё выдумки! По факту же прокрас не влияет на качество кожи и не оказывает влияния на прочностные характеристики кожи.
Кожа с прокрасом при прочих равных характеристиках будет дороже (но только потому, что краситель, применяемый на прокрас, стоит денег)
Кожа без сквозного прокраса тем не менее тоже барабанного крашения! Накрас присутствует практически на любом красте. Кожа без прокраса и без накраса также производится. Хромовая кожа в таком случае будет серо-голубого цвета (такой цвет придают соли хрома). Кожа растительного дубления в таком случае будет различных оттенков бежевого и жёлтого (цвет придаёт растительный дубитель).
Второй этап окрашивания — накрас — нужен для того чтобы окраска поверхностных слоёв кожи стала более равномерной и насыщенной. Волокна лицевого слоя кожи сплетены плотнее, поэтому окраска их получается интенсивнее, цвет насыщеннее. Волокна сетчатого слоя более рыхлые, поэтому цвет менее насыщенный. Эту разницу отчётливо видно на красте.
В завершение процесса окрашивания производится фиксация красителей внутри кожи и длительная промывка водой, чтобы удалить весь не зафиксированный краситель.
Если фиксация и/или промывка проведены не достаточно качественно, кожа в готовом виде может «отдавать» не зафиксированный краситель — пачкать. Постфактум решить эту проблему без изменения внешнего вида кожи достаточно сложно, поэтому лучше изначально не брать в работу такую кожу. Как проверить, пачкает ли кожа, мы расскажем в разделе «выбор кожи».
Дубление кожи в древности. Использование шкур животных в древности
История кожевенного производства насчитывает уже не одно тысячелетие. Шкуры убитых животных хорошо защищали от непогоды еще первобытного человека. Такая одежда делала жизнь пещерных людей более комфортной, но служила, к сожалению, недолго. Под воздействием влаги и перепадов температур шкуры очень быстро приходили в негодность. Со временем люди научились продлять такому материалу жизнь путем его выделки. Когда именно появились первые обработанные таким образом кожаные изделия, до сих пор, к сожалению, неизвестно.
Но все же ученым удалось выяснить то, что подобная одежда и обувь были достаточно популярными в Древнем Египте еще в V в. до нашей эры. В этой стране когда-то шкуры предварительно высушивали в растянутом виде. Далее в их поверхность тщательно втирали жир. На следующем этапе шкуры разминали до размягчения. Из получившегося долговечного и достаточно привлекательного материала затем делали:
- одежду и обувь;
- ремни разного назначения;
- торбы, футляры;
- пергамент;
- лодки;
- временные жилища.
Позднее были изобретены в том числе и способы художественной обработки кожи. В Долине царей в Египте были найдены, к примеру, расшитые одежды жрецов из этого материала, украшенные золотом сандалии, различные дорогие предметы обихода с гравировкой.
В эпоху Возрождения, помимо всего прочего, был изобретен такой способ украшения кожи, как изысканное тиснение. Затем мастера придумали и технику золочения такого материала. Еще позднее французские художники начали украшать кожу красивыми аппликациями.
На Руси выделанные шкуры также пользовались популярностью с древних времен. Такие мастерские в старину на территории нашей страны работали повсеместно. К примеру, археологами в Новгороде на Славянском холме была открыта кожевенная мастерская XII в. В раскопанном ими древнем строении ученые обнаружили чан для вымачивания шкур, заготовки кожи, обувь.