Основатель общества arts and crafts. Уильям Морис, как идейный вдохновитель движения «Искусств и ремёсел» и творец
Основатель общества arts and crafts. Уильям Морис, как идейный вдохновитель движения «Искусств и ремёсел» и творец
Творческое развитие Морриса-мастера начинается с обучения архитектуре у Джорджа Эдмунда Стрита, имевшего весьма громкое имя в этой области в этот период. Но живопись поглощает художника и вскоре становится основным проявлением его творческого потенциала. На путь к искусству Уильяма Морриса направило знакомство с работами прерафаэлитов. Восхищение направлением, отрицавшим условности и академизм английской поэзии и живописи, зародило особый взгляд Уильяма Морриса на эстетику и художественность.
Уильям Моррис встаёт на путь возрождения гармонии природы, человека и искусства, опираясь на философские трактаты Джона Рёскина. Утверждение искусствоведа, что окружающие общество предметы свидетельствуют о его моральном состоянии, подвигло Морриса излечить «покалеченное» в этом плане промышленной революцией поколение. Инструментом для этого могло служить, по его мнению, лишь ремесленничество, которое наполняло бытовую среду прекрасными предметами ручной работы. Поэтому живопись художника переносится с холстов в интерьер: на керамику, ткани, дерево, металл и другие материалы.
Керамическая плитка с росписью по эскизам Уильяма Морриса, 1875 г.
Уильям Моррис возводил в высокий ранг творца совокупный образ технолога, конструктора и художника, коим сам на самом деле и являлся. Уильям Моррис становится первым в современном понятии дизайнером в Англии. Мастер прорисовывает эскизы принтов, черпая вдохновение в природе, переносит орнаменты на обои, гобелены, мебель, керамическую плитку, витражи и даже книги, объединяя всё в целостные интерьеры. Для создания своих творений Уильям Моррис тесно сотрудничает с Филиппом Спикменом Уэббом, Данте Габриэлем Россетти, Элизабет Элеонор Сиддал, Эдвардом Бёрн-Джонсом и другими художниками и архитекторами того времени.
Гостиная работы Уильяма Морриса, дом Томаса Карлайла, Лондон
Для изготовления предметов интерьера и отделки в 1861 году Уильям Моррис основывает фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Почти на протяжении века предприятие сохраняет статус ведущей мануфактуры Европы в сфере декоративно-прикладного искусства. Ручной труд, природные материалы, естественность композиции становятся тремя китами, на которых держится производственный процесс фирмы. К тому же фирма выполняет роль своеобразной школы для художников и ремесленников. Это способствует распространению идей движения «Искусств и ремёсел» и созданию новых творческих объединений под руководством последователей Морриса, в том числе и в других странах.
Arts and crafts movement. Origins and key principles
The Oregon Public Library in Oregon, Illinois, U.S.A. is an example of Arts and Crafts in a Carnegie Library.The Arts and Crafts Movement began primarily as a search for authentic and meaningful styles for the nineteenth century and as a reaction to the eclectic revival of historic styles of theand to "soulless" machine-made production as a consequence of the technological shift brought on by the. Considering the machine to be the root cause of all repetitive and mundane evils, some of the protagonists of this movement turned entirely away from the use of machines and towards handcraft, which tended to concentrate their productions in the hands of sensitive but well-heeled patrons.
Yet, while the Arts and Crafts movement was in large part inspired by a reaction to industrialization, if looked at on the whole, it was neither anti-industrial nor anti-modern. Some of the European factions believed that machines were in fact necessary, but they should only be used to relieve the tedium of mundane, repetitive tasks. At the same time, some Arts and Crafts leaders felt that objects should also be affordable. The conflict between quality production and 'demo' design, and the attempt to reconcile the two, dominated design debate at the turn of the twentieth century.
Those who sought compromise between the efficiency of the machine and the skill of the craftsman thought it a useful endeavor to seek the means through which a true craftsman could master a machine to do his bidding, in opposition to the reality which was much more prevalent during the Industrial Age, name that humans had become virtual extensions of the industrial machine.
The need to reverse the human subservience to the unquenchable machine was a point on which everyone agreed. Yet the extent to which the machine was ostracized from the process was a point of contention debated by many different factions within the Arts and Crafts movement throughout Europe. This conflict was exemplified in the German Arts and Crafts movement, by the clash between two leading figures of the Deutscher Werkbund (DWB), Hermann Muthesius and Henry Van de Velde. Muthesius, also head of design education for German Government, was a champion of standardization. He believed in mass production, in affordable democratic art. Van de Velde, on the other hand, saw mass production as threat to creativity and individuality.
Though the spontaneous personality of the designer became more central than the historical "style" of a design, certain tendencies stood out: reformist neo-Gothic influences, rustic and "cottagey" surfaces, repeating designs, vertical and elongated forms. In order to express the beauty inherent in craft, some products were deliberately left slightly unfinished, resulting in a certain rustic and robust effect. There were alsoundertones to this movement, in that another primary aim was for craftspeople to derive satisfaction from what they did. This satisfaction, the proponents of this movement felt, was totally denied in the industrialized processes inherent in compartmentalized machine production.
In fact, the proponents of the Arts and Crafts movement were against the principle of a, which in some cases could be independent of the presence or absence of machines. They were in favor of the idea of the master craftsman, creating all the parts of an item of furniture, for instance, and also taking a part in its assembly and finishing, with some possible help by apprentices. This was in contrast to work environments such as the French Manufactories, where everything was oriented towards the fastest production possible. For example, one person or team would handle all the legs of a piece of furniture, another all the panels, another assembled the parts and yet another painted and varnished or handled other finishing work, all according to a plan laid out by a furniture designer who would never actually work on the item during its creation.
The Arts and Crafts movement sought to reunite what had been ripped asunder in the nature of human work, having the designer work with his hands at every step of creation. Some of the most famous apostles of the movement, such as Morris, were more than willing to design products for machine production, when this did not involve the wretched division of labor and loss of craft talent, which they denounced. Morris designed numerous carpets for machine production in series.
Кто был лидером «эстетического движения». Эстетическое движение
В конце 50-х годов , когда пути Рёскина и прерафаэлитов расходятся, возникает необходимость в новых эстетических идеях и новых теоретиках, формирующих эти идеи.Таким теоретиком стал историк искусства и литературный критик Уолтер Патер ( англ. Walter Horatio Pater ). Уолтер Патер полагал, что главное в искусстве — непосредственность индивидуального восприятия, поэтому искусство должно культивировать каждый момент переживания жизни: «Искусство не дает нам ничего, кроме осознания высшей ценности каждого уходящего момента и сохранения всех их».В значительной мере через Патера идеи «искусства для искусства» ,почерпнутые от Теофиля Готье , Шарля Бодлера , трансформируются в концепцию эстетизма ( англ. Aesthetic movement ), которая получает распространение в кругу английских художников и поэтов: Уистлера , Суинберна, Россети, Уайльда . Оскар Уайльд также оказал сильное влияние на развитие эстетического движения (в том числе на позднее творчество Россетти), будучи лично знакомым и с Холманом Хантом, и с Бёрн-Джонсом. Он, как и многие его сверстники, зачитывался книгами Патера и Рёскина , и эстетизм Уайльда во многом вырос из прерафаэлитизма, который нес в себе заряд острой критики современного общества с позиций красоты.Оскар Уайльд писал, что «эстетика — выше критики», что считает искусство высшей реальностью, а жизнь — разновидностью вымысла: «Я пишу потому, что писать для меня — высшее артистическое удовольствие. Если мое творчество нравится немногим избранным, я этому рад. Если нет, я не огорчаюсь».Прерафаэлиты также увлекались поэзией Китса и целиком приняли его эстетическую формулу «красота есть единственная истина».